КАК МИРНО ДОГОВОРИТЬСЯ СО СТРОИТЕЛЯМИ В СЛУЧАЕ РАЗНОГЛАСИЙ
Поскольку качество строительства становится все хуже, а спрос на эти услуги все растет, подробнее
остановимся на ведении мирных переговоров с недобросовестными или просто неумелыми строителями. Ситуация - вас не устраивает
качество ведущихся или выполненных работ (появились трещины, облицовка смотрится коряво или просто рабочие все время
находятся в состоянии глубокого опьянения, правда иногда выходя из него, дабы положить пару кирпичей или плиток). А между
тем закон, строительные нормы и квалификация добросовестных строителей, да и суды, в конце концов, к вашим услугам, и создано все
это, чтобы вас защищать, и прав у вас оказывается с избытком. Следовательно, можно и нужно воспользоваться всеми этими инструментами
для отстаивания своих интересов и совершенствования качества строительства во всей стране - ведь из-за избытка дешевых,
но неумелых строителей или вообще мошенников страдают нормальные специалисты (они то ниже себестоимости работать не могут
и завозить рабочих из дальних стран ради их дешевизны тоже не будут, а объяснять каждому заказчику невыгодность экономии
на своем коттедже или квартире нервов не хватает).
Итак, большинство заказчиков не знают своих возможностей и прав. Примем это за аксиому. А теперь
сюрприз - большинство строителей тоже не знают о правах заказчика. Вернее, строителей можно разделить на две категории:
- наивные, которые просто не знают прав заказчика;
- нахрапистые, которые знают о правах заказчика, но думают, что заказчик о своих правах не знает и поспорить с ними,
не разбираясь в строительстве, не сможет.
Отсюда и вытекает правильная позиция заказчика при разговорах со строителем. Абсолютно бесполезно
ругаться, понижать уровень общения и материться, тем более делать вид, что вы хорошо разбираетесь в строительстве. Это
позиция слаба, ибо уверенный человек спокоен и последователен. Гораздо полезнее показать строителям, что вы знаете свои
права. В частности право оплачивать работу после ее качественного выполнения и подписания акта сдачи-приемки, или акта
на скрытые работы. Ведь если вам некачественно положили плитку, значит деньги платить должны не вы, а вам - ведь угробили
ваш материал, вам придется демонтировать эту плитку, а время упущено. Для того, чтобы узнать свои права вам следует
открыть Закон о защите прав потребителей и запомнить,
что все строительные и отделочные работы должны выполняться с соблюдением строительных норм и правил (СНиПов), ГОСТов и
технических условий (ТУ), что на все применяемые материалы должны быть сертификаты - и об этом не надо прописывать
пункты в договоре, это подразумевается автоматически. Даже если вы прикажете строителю не
соблюдать нормативов и делать с худшим качеством, он не имеет право этого сделать, а должен письменно уведомить вас
о невозможности продолжения работ и расторгнуть договор. Беда в том, что не все строители знают нормативную базу
(а ведь обязаны), тем более что строительством занимается кто угодно, много в этом секторе иностранцев, которые о
российских нормах и не слышали. Поэтому полезно будет спросить строителя по каким нормам он проводит работу и сможет
ли он сдать ее вам по данным нормам. Совсем простой и полезный совет просто взять и подарить строителю соответствующий СНиП
перед началом работ или когда возникли споры. То есть "дарите девушкам цветы", "дарите строителям СНиПы". Никакой конфронтации,
по доброму и с юмором, а уж строитель сам все поймет, когда прочитает (если умеет читать по-русски). Простейший шаг, но может
предотвратить нервотрепку и затраты времени и сил на экспертизу, может оказаться очень эффективным. Какие СНиПы дарить
строителям в первую очередь:
- СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" - на отделочные работы;
- СНиП 3.03.01-87 "Несущие и ограждающие конструкции" - на устройство стен, фундаментов, перекрытий и других конструкций;
- СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы" - на монтаж систем и приборов отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции.
Где приобрести СНиПы:
- Магазины "Техническая книга";
- ГУП ЦПП - Москва, м. Петровско-Разумовская, Дмитровское шоссе 46, к. 2, Телефон (095) 482-42-94.
Ну а если простые методы не помогают, следует переходить к задушевным разговорам без оттенка агрессии.
Особенно разговоры такого рода хороши, когда строитель уже хочет получить оплату за свою работу. Следует высказать свое
уважение к нему, как к несомненному профессионалу, но сказать, что некоторые вопросы кажутся вам подозрительными и вы
хотели бы развеять свои сомнения с помощью третьей стороны, которая рассудит объективно и даст ответ на вопрос "Каково качество
работ?". То есть вместе (ВМЕСТЕ) со строителем в обстановке согласия составить список компаний, которые могут провести
такую экспертизу. Обзвонить экспертные организации, узнать цены, сроки и возможно бросить жребий, какую фирму вызывать.
После этого наметить дату проведения экспертизы, удобную экспертам, вам и строителям, подписать со строителем обязательство
присутствовать на объекте в день экспертизы и решить в каких пропорциях оплачивать ее (может быть эту нагрузку придется
для начала взять только вам). Единственно полезная линия поведения "вы, строители и эксперты - сотрудники по
объективному выявлению качества работ и готовы принять результаты экспертизы к исполнению". Только в случае максимально
объективного подхода и доверия строителя к экспертам, как к незаинтересованным лицам, можно избежать долгих и изматывающих
походов в суд. Ну и конечно, готовности договариваться, ведь строитель заново построить вам дом не сможет, следовательно
нужно искать компромисс в снижении стоимости выполненных работ, устранении существенных недостатков строителем бесплатно.
Если напирать и требовать продолжения банкета независимо от возможностей строителя, то существует риск исчезновения
строителя и его фирмы (к тому же зарегистрированной по потерянному паспорту).
Поведение экспертов тоже важная составляющая успеха, и здесь самое важное тоже ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Пусть
вам покажется, что эксперт слушает строителя слишком доверчиво, истинное его мнение будет в отчете. Не менее важно, чтобы
критерием качества были в основном строительные нормативы, а уж если эксперт высказывает свое мнение, то оно было
разъяснено и вам и строителю (и убедительно разъяснено!). Если все параметры измерены объективно, то даже ребенку понятно,
кого не вызывай, он измерит тоже самое, а следовательно, нет смысла доводить до суда (и кстати до судебных издержек,
которые оплатит виновник).
Строитель поймет вас, если все объяснить спокойно и последовательно, он ведь человек. Поймет, и пойдет навстречу!
Дмитрий Кузнецов, Строительная экспертиза, август 2004 г. ,
|
|